


Визитная карточка и одна из главных достопримечательностей города Оренбурга. Общая протяженность пути Оренбургской ДЖД 6 километров (точно - 5,8 км). Полотно железной дороги проложено вдоль береговой линии Урала. Детская железная дорогая оборудована тремя стационарными остановками: ст. Комсомольская (набережная Урала), ст. Кировская, ст. Дубки (группа ДОЛов). Изначально было четыре остановочных пункта, но в настоящее время станция "Пионерская" закрыта и не используется. Эта станция находится рядом с "дикими" пляжами Оренбурга, надобности в ней пока нет. Благодаря своему расположению детская железная дорога в Оренбурге всегда пользовалась популярностью. В вагонах состава никогда не бывает свободного места.
Последний капитальный ремонт Оренбургской ДЖД проводился в 1999 году - произведена замена подвижного состава, отремонтирован тепловоз, заменено часть железнодорожного полотна. Из-за близкого расположения железной дороги к реке Урал, каждый год перед открытием приходится каждый раз ремонтировать путь на всем его протяжении - из-за весеннего половодья вымывает часть грунта из-под дороги. Более того, рельсы ДЖД покрываются ржавчиной из-за повышенной влажности. На период зимовки вагоны и локомотивы консервируют на конечной станции "Дубки".
История создания Оренбургской ДЖД
Решение о возведении в Чкалове (прежнее название города Оренбурга) узкоколейной железной дороги приняли в 1953 году. Данная инициатива была принята горожанами и особенно молодежью с очень большим энтузиазмом. К строительству ДЖД в Чкалове на правом берегу Урала приступили уже 19 мая. В строительных работах принимали участие несколько тысяч человек (по некоторым данным около 8 тыс.) - они расчищали местность под прокладку железнодорожных путей. Ударными темпами строительство Оренбургской ДЖД было закончено спустя всего 68 дней. Этот срок строительства, по сравнению с другими ДЖД СССР и России оказался уникальным. Всего на тот момент было построено пять километров железнодорожного полотна, оборудованы две пассажирские платформы и три остановочных пункта. Станции представляли собой деревянные домики, установленные на больших деревянных платформах, предназначенных для посадки и высадки пассажиров. Торжественное открытие провели 26 июля 1953 года. Несколькими годами позже железнодорожный путь был увеличен примерно на 800 метров и перенесена станция "Дубки". Станцию "Пляж" (нынешнее название - Пионерская) из-за ненадобности закрыли в 1957 году.
Из-за столь близкого расположения железной дороги к руслу реки Урал, полотно оказалось в зоне весеннего затопления. Из-за этого перед каждым сезонным открытием ДЖД приходилось проводить ремонтные работы железнодорожного полотна - подсыпать насыпь, менять сгнившие деревянные шпалы и расчищать от принесенного водой мусора путь. Для обеспечения сохранности вагонов и локомотивов от весеннего паводка на конечной станции Комсомольская (набережная Урала) железнодорожный путь был построен круто уходящим в гору. При хранении в этом месте железнодорожного состава, они были бы защищены от весеннего разлива Урала, но на деле этот отрезок дороги никогда не использовался из-за возможного мародерства и расхищения поезда. Вместо этого поезд на хранении находится по охраной на конечной станции "Дубки". В 1999 году круто уходящий на склон горы участок дороги станции Комсомольская был разобран.
Спустя всего 5 лет после открытия в Чкалове ДЖД, из-за неправильного хранения и активной эксплуатации, в 1959 году локомотив и все вагоны пришли в негодность и были списаны. Старые пассажирские вагоны переоборудовали под грузовые. Взамен старого списанного состава были присланы два новых тепловоза (ТУ2-008, ТУ2-083) и восемь новых пассажирских вагонов (PAFAWAG). Начиная с 1972 года было организовано движение одновременно двух составов, которые пересекались на построенной развязке станции Пионерская. К началу 1990-х годов все пассажирские вагоны и один тепловоз (ТУ2-083) были списаны, а на их место пришли пять новых вагонов (ПВ51) и тепловоз (ТУ2-086).
Кризис Оренбургской ДЖД
В смутные времена 1990-е годы экономический кризис ударил и по Оренбургской ДЖД. Детские лагеря "Дубки" были закрыты (некоторые так и не открылись потом - см. детский лагерь "Восход-6"), количество пассажиров резко снизилось и железную дорогу закрыли. В 1993 году из-за возникшего пожара была полностью уничтожена станция "Комсомольская", в 1997 году пожар уничтожил и станцию "Дубки". Оставшиеся две другие станции из-за отсутствия ремонта и ухода тоже пришли в негодность - деревянные конструкции сгнили и обрушились. Железнодорожное полотно постепенно начало приходить в негодность. В 1999 году, благодаря вмешательству мэра Геннадия Донцова началась реконструкция ДЖД - за несколько последующих лет были восстановлены остановочные пункты, проведен капитальный ремонт локомотивов, отреставрировано железнодорожное полотно. Осенью 2013 года Оренбургская ДЖД получила новый тепловоз ТУ10-021. Сейчас у руководства ДЖД в планах восстановление развязки на станции Пионерской для запуска не одного, а уже двух составов.
Режим работы и стоимость проезда
Оренбургская детская железная дорога работает с начала июня по конец августа. Конкретная дата открытия зависит от весеннего паводка, просыхания насыпи и сроков окончания ремонтных работ. Этот период подвижный состав перевозит детей и родителей к местам отдыха - ДОЛ "Дубки". Прокатиться на ДЖД г. Оренбурга может любой желающий - достаточно лишь приобрести билет на станции "Комсомольская" или "Дубки".Движение поездов осуществляет по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, график движения поездов вывешивается на станции Комсомольская. Обычно в день совершается 4 рейса от ст. Комсомольской до ст. Дубки. На 2015 год стоимость проезда на Оренбургской ДЖД для взрослых (с 14 лет) составляла 60 рублей, для детей от 5 до 14 лет - 30 рублей и детям до 5 лет бесплатно.
Ближайшие интересные места
Памятник Валерию Чкалову
7 ноября 1953 года, в день 36-й годовщины Октябрьской революции около военного авиационного училища на берегу Урала был открыт памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову. Решение об установке памятника было принято после его трагической гибели в 1938 году, в связи с чем и сам город Оренбург был переименован в Чкалов. Однако в те времена этот план не удалось осуществить. Автором памятника ...
Пешеходный мост через Урал
Пешеходный мост через реку Урал является своеобразным символом нашего города Оренбурга. На мосту установлена стела "Европа Азия" (см. стела Европа-Азия), которая делит город на 2 соответствующие части (примерно по середине реки Урал). Со стороны европейской части города перед входом на набережную стоит памятник Чкалову, имеется смотровая площадка и канатная дорога, соединяющая два берега. Желающие ...
Памятник-обелиск Императору Александру I
31 августа 2013 года в центре Оренбурга на Пушкинском бульваре был открыт памятник-обелиск императору Александру I. Восстановленный памятник стал почти точной копией разрушенного, возвели его по сохраненным фотографиям и чертежам, в своем нынешнем составе он имеет элементы, сохранившиеся от первоначальной стелы. В 1821 году Александром I был подписан указ об освобождении города от воинского постоя, что ...
Елизаветинские ворота
Историко-архитектурная достопримечательность Оренбурга и Оренбургской области - Елизаветинские (их еще называют Водяными) ворота. Они являются реконструкцией, копией старинных ворот, которые были пожалованы имератрицей Елизаветой в 1755 году. Ворота представляют собой две каменные колонны с нишами. В каждой нише с лицевой стороны колонн установлены женские скульптуры (одни историки называют их ангелами, ...
Оренбургская детская железная дорога - обсуждение материала
Только зарегистрированные участники нашего проекта могут оставлять комментарии
ВОЙТИ или ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ