Оренбургская детская железная дорога

Оренбург, Ленинский район
  • Оренбургская детская железная дорога
  • Оренбургская детская железная дорога
  • Оренбургская детская железная дорога
  • Оренбургская детская железная дорога
  • Оренбургская детская железная дорога
Область\край
Нас. пункт
Координаты
51°45’14"N 55°6’20"E Я G
Редакция
15.04.16, 08:53
Просмотров
8500
Автор

Визитная карточка и одна из главных достопримечательностей города Оренбурга. Общая протяженность пути Оренбургской ДЖД 6 километров (точно - 5,8 км). Полотно железной дороги проложено вдоль береговой линии Урала. Детская железная дорогая оборудована тремя стационарными остановками: ст. Комсомольская (набережная Урала), ст. Кировская, ст. Дубки (группа ДОЛов). Изначально было четыре остановочных пункта, но в настоящее время станция "Пионерская" закрыта и не используется. Эта станция находится рядом с "дикими" пляжами Оренбурга, надобности в ней пока нет. Благодаря своему расположению детская железная дорога в Оренбурге всегда пользовалась популярностью. В вагонах состава никогда не бывает свободного места.

Последний капитальный ремонт Оренбургской ДЖД проводился в 1999 году - произведена замена подвижного состава, отремонтирован тепловоз, заменено часть железнодорожного полотна. Из-за близкого расположения железной дороги к реке Урал, каждый год перед открытием приходится каждый раз ремонтировать путь на всем его протяжении - из-за весеннего половодья вымывает часть грунта из-под дороги. Более того, рельсы ДЖД покрываются ржавчиной из-за повышенной влажности. На период зимовки вагоны и локомотивы консервируют на конечной станции "Дубки".

 

История создания Оренбургской ДЖД

Решение о возведении в Чкалове (прежнее название города Оренбурга) узкоколейной железной дороги приняли в 1953 году. Данная инициатива была принята горожанами и особенно молодежью с очень большим энтузиазмом. К строительству ДЖД в Чкалове на правом берегу Урала приступили уже 19 мая. В строительных работах принимали участие несколько тысяч человек (по некоторым данным около 8 тыс.) - они расчищали местность под прокладку железнодорожных путей. Ударными темпами строительство Оренбургской ДЖД было закончено спустя всего 68 дней. Этот срок строительства, по сравнению с другими ДЖД СССР и России оказался уникальным. Всего на тот момент было построено пять километров железнодорожного полотна, оборудованы две пассажирские платформы и три остановочных пункта. Станции представляли собой деревянные домики, установленные на больших деревянных платформах, предназначенных для посадки и высадки пассажиров. Торжественное открытие провели 26 июля 1953 года. Несколькими годами позже железнодорожный путь был увеличен примерно на 800 метров и перенесена станция "Дубки". Станцию "Пляж" (нынешнее название - Пионерская) из-за ненадобности закрыли в 1957 году.

Из-за столь близкого расположения железной дороги к руслу реки Урал, полотно оказалось в зоне весеннего затопления. Из-за этого перед каждым сезонным открытием ДЖД приходилось проводить ремонтные работы железнодорожного полотна - подсыпать насыпь, менять сгнившие деревянные шпалы и расчищать от принесенного водой мусора путь. Для обеспечения сохранности вагонов и локомотивов от весеннего паводка на конечной станции Комсомольская (набережная Урала) железнодорожный путь был построен круто уходящим в гору. При хранении в этом месте железнодорожного состава, они были бы защищены от весеннего разлива Урала, но на деле этот отрезок дороги никогда не использовался из-за возможного мародерства и расхищения поезда. Вместо этого поезд на хранении находится по охраной на конечной станции "Дубки". В 1999 году круто уходящий на склон горы участок дороги станции Комсомольская был разобран.

Спустя всего 5 лет после открытия в Чкалове ДЖД, из-за неправильного хранения и активной эксплуатации, в 1959 году локомотив и все вагоны пришли в негодность и были списаны. Старые пассажирские вагоны переоборудовали под грузовые. Взамен старого списанного состава были присланы два новых тепловоза (ТУ2-008, ТУ2-083) и восемь новых пассажирских вагонов (PAFAWAG). Начиная с 1972 года было организовано движение одновременно двух составов, которые пересекались на построенной развязке станции Пионерская. К началу 1990-х годов все пассажирские вагоны и один тепловоз (ТУ2-083) были списаны, а на их место пришли пять новых вагонов (ПВ51) и тепловоз (ТУ2-086).

 

Кризис Оренбургской ДЖД

В смутные времена 1990-е годы экономический кризис ударил и по Оренбургской ДЖД. Детские лагеря "Дубки" были закрыты (некоторые так и не открылись потом - см. детский лагерь "Восход-6"), количество пассажиров резко снизилось и железную дорогу закрыли. В 1993 году из-за возникшего пожара была полностью уничтожена станция "Комсомольская", в 1997 году пожар уничтожил и станцию "Дубки". Оставшиеся две другие станции из-за отсутствия ремонта и ухода тоже пришли в негодность - деревянные конструкции сгнили и обрушились. Железнодорожное полотно постепенно начало приходить в негодность. В 1999 году, благодаря вмешательству мэра Геннадия Донцова началась реконструкция ДЖД - за несколько последующих лет были восстановлены остановочные пункты, проведен капитальный ремонт локомотивов, отреставрировано железнодорожное полотно. Осенью 2013 года Оренбургская ДЖД получила новый тепловоз ТУ10-021. Сейчас у руководства ДЖД в планах восстановление развязки на станции Пионерской для запуска не одного, а уже двух составов.

 

Режим работы и стоимость проезда

Оренбургская детская железная дорога работает с начала июня по конец августа. Конкретная дата открытия зависит от весеннего паводка, просыхания насыпи и сроков окончания ремонтных работ. Этот период подвижный состав перевозит детей и родителей к местам отдыха - ДОЛ "Дубки". Прокатиться на ДЖД г. Оренбурга может любой желающий - достаточно лишь приобрести билет на станции "Комсомольская" или "Дубки".Движение поездов осуществляет по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, график движения поездов вывешивается на станции Комсомольская. Обычно в день совершается 4 рейса от ст. Комсомольской до ст. Дубки. На 2015 год стоимость проезда на Оренбургской ДЖД для взрослых (с 14 лет) составляла 60 рублей, для детей от 5 до 14 лет - 30 рублей и детям до 5 лет бесплатно.

6 голосов

Ближайшие интересные места

Памятник Валерию Чкалову
1
0.1 км

Памятник Валерию Чкалову

7 ноября 1953 года, в день 36-й годовщины Октябрьской революции около военного авиационного училища на берегу Урала был открыт памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову. Решение об установке памятника было принято после его трагической гибели в 1938 году, в связи с чем и сам город Оренбург был переименован в Чкалов. Однако в те времена этот план не удалось осуществить. Автором памятника ...

Пешеходный мост через Урал
5
0.1 км

Пешеходный мост через Урал

Пешеходный мост через реку Урал является своеобразным символом нашего города Оренбурга. На мосту установлена стела "Европа Азия" (см. стела Европа-Азия), которая делит город на 2 соответствующие части (примерно по середине реки Урал). Со стороны европейской части города перед входом на набережную стоит памятник Чкалову, имеется смотровая площадка и канатная дорога, соединяющая два берега. Желающие ...

Памятник-обелиск Императору Александру I
3
0.1 км

Памятник-обелиск Императору Александру I

31 августа 2013 года в центре Оренбурга на Пушкинском бульваре был открыт памятник-обелиск императору Александру I. Восстановленный памятник стал почти точной копией разрушенного, возвели его по сохраненным фотографиям и чертежам, в своем нынешнем составе он имеет элементы, сохранившиеся от первоначальной стелы. В 1821 году Александром I был подписан указ об освобождении города от воинского постоя, что ...

Елизаветинские ворота
2
0.1 км

Елизаветинские ворота

Историко-архитектурная достопримечательность Оренбурга и Оренбургской области - Елизаветинские (их еще называют Водяными) ворота. Они являются реконструкцией, копией старинных ворот, которые были пожалованы имератрицей Елизаветой в 1755 году. Ворота представляют собой две каменные колонны с нишами. В каждой нише с лицевой стороны колонн установлены женские скульптуры (одни историки называют их ангелами, ...

Загрузить еще

Оренбургская детская железная дорога - обсуждение материала

Только зарегистрированные участники нашего проекта могут оставлять комментарии


ВОЙТИ или ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Пока нет ни одного комментария