Осень 2016-го в горах Башкирии

В самом начале сентября 2016 года, мы собрались в очередную поездку в наше уже традиционное место - Мурадымовское ущелье. Одной из главных целей данной поездки было отыскать хотя бы еще пару новых для нас пещер в этом районе. Ведь самые известные пещеры - Новомурадымовская, Грот Голубиный и Старомурадымовская уже давно всем известны и очень часто посещаются туристами.

Выехав в пятницу сразу после работы нас на всем протяжении пути сопровождал легкий дождь, который постоянно то усиливался, то наоборот затихал. Перспектива жить в палатках двое суток под дождем нас не очень то радовала. Приехав на место около полуночи мы сперва были озадачены тем, что кроме нас то в ущелье никого и не было. Привыкли мы, что когда приезжаем в заповедник Мурадымовское ущелье, здесь всегда много туристов. Однако с началом осени, туристический сезон видимо у многих уже закончился. Потратив минут 20 на поиски охранника и оплатив вход в ущелье (стоимость входа в 2016 году - 90 рублей с человека за сутки! В 2015 - 70 рублей за все время и в предыдущие года 30 рублей) в темноте стали выбирать место для нашего лагеря. Далеко по ущелью решили не ходить, и расположились возле одной из беседок.

Палаточный лагерь в Мурадымово

Работая вместе, как хорошо организованная команда, мы быстро разбили лагерь и приступили к приготовлению пищи. Дождь мы не застали, он прошел здесь немного раньше до нашего приезда, но все равно почва была сырая, и перспектива искать сырые дрова в темноте нас совсем не радовала. На помощь, как всегда, пришел туристический примус "Шмель-4" (1979 года). Он не только нас немного согрел и прибодрил, но и помог приготовить ужин. Ночью температура опустилась примерно до 5 градусов тепла.

Приготовление пищи на туристическом примусе "Шмель-4"

Утром первого дня мы опять же на бензиновом примусе приготовили яичницу с беконом, сварили вкусный кофе и стали собираться в поход. С собой взяли воды, немного продуктов и легкую компактную газовую горелку. Сходу решили что будем штурмовать Соколиную гору. Подъем на нее занял около 30 минут, но в награду сверху нам открылся потрясающий вид на окрестности. С погодой в этот день нам повезло - не было дождя и сильного ветра. Наша промежуточная точка остановки - Голубиный грот. До него мы добрались примерно за час, по пути осматривая окрестности и фотографируя природу,

Дойдя до грота тучи немного начали рассеиваться и показалось солнце. Переодевшись, отправились осматривать пещеру грота. После нее - привал с чаем и печенками. После отдыха выдвинулись дальше. Наша задача - обследовать левый берег реки Большой Ик на предмет новых (для нас) пещер. Оказывается за текущий год администрация заповедника сделала насыпи в местах пересечения дороги и речки. Раньше нам приходилось пересекать речку в брод. Перейдя ущелье по низу, мы вновь начали подниматься в гору, но на этот раз пришлось пробираться сквозь довольно густой лес. В отличие от прошлого года, когда мы летом гуляли по башкирским лесам, в этот раз не было громадных пауков, сидящих на своей, растянутой между деревьев, паутине. Ориентируясь по компасу удалось отыскать в лесу пересохшее русло реки и по нему мы поднялись на вершину холма. В некоторых местах на протяжении пути нам несколько раз попадались следы, ну очень похожие на медвежьи и судя по рассказам местных жителей медведи в этих лесах все-таки водятся. Поднявшись на холм, нам все-таки удалось отыскать новую пещеру, которая судя по описанию называется Сквозной (или Солнечной). Свое название она получила из-за того, что пещера имеет два соединяющихся между собой входа. Сама пещера небольшая, протяженность около 10 метров, высота свода не более 0.7 метра, на полу крупные валуны, поэтому передвигаться по ней не очень приятно.

Пещера в Башкирии

Немного отдохнув в пещере, мы вышли дальше на маршрут. Несколько раз попадались туристические тропы, одна из которых привела нас к еще одной пещере - Ледовой. Свое название она получила из-за того, что там круглый год лежит лед. Спустившись в пещеру по очень скользким деревянным ступеням и пройдя по небольшому извилистому коридору мы попали в большой зал. На одной из стен зала расположен красивый кальциевый водопад, который, судя по грязным следам, страдает от любопытных туристов. Из этого зала через узкий проход мы попали еще в один коридор, закончившийся колодцем, глубиной около 5 метров. Не имея с собой специального снаряжения, спускаться дальше мы не рискнули, ну и правильно сделали! Спускаться по гладким стенам в неизвестность очень опасно. Вернувшись в зал и немного постояв там, мы пошли на выход.

Вход в пещеру Ледовая

Выйдя из пещеры вернулись на вершину горы и отправились в сторону Новомурадымовской пещеры. Дойдя до нее, как ни странно, там были туристы, ожидающие свою очередь посещения. В прошлом году велись работы по благоустройству пещеры - были протянуты провода для осветительных приборов, установлены заборчики и в скользких местах положены резиновые коврики. Наше самое первое посещение пещеры (в 2003 году) было действительно незабываемым приключением - не было никаких веревок, ковриков, пещера была полностью открыта. После ее первого посещения мы были все грязные, мокрые и уставшие, но очень довольные. Сегодня же посещение Новомурадымовской пещеры покажется увеселительной прогулкой.

Ночевка в палатках в горах Башкирии

Вернувшись в лагерь ближе к вечеру, переодевшись мы наконец-то принялись готовить ужин. Удалось развести костер, который скрасил наше вечернее времяпрепровождение. Ближе к 10 вечера начался дождь, который временами усиливался. Забравшись в одну палатку, мы неплохо провели время за настольными играми и ушли спать около 12 ночи. На протяжении всей ночи дождь не переставал лить. Лишь под утро, он немного стих и просто моросил. Их сухих дров вновь развели костер, приготовили завтрак на "Шмеле". Около 9 утра дождь прекратился, но тучи не рассеивались, поэтому приняли коллективное решение - собираться домой. Собрав лагерь за час, мы успели как раз вовремя - только сев в машины опять начался дождь.

Вот такая поездка у нас получилась. Ее цели были достигнуты на 100% и еще раз было получено подтверждение, что если команда собирается дружная, то ей не страшен ни дождь, ни пеший поход в горы. На следующий год мы обязательно вернемся, но немного уже в другое место. Все-таки Республика Башкортостан - чудесный край!

2 голоса
Аватар пользователя Mik Catsvill | 08 Ноября 2016 | 2002

Материалы по теме

Туристический маршрут Впадение - Бузулукский бор

04 Февраля 2016 | 6436 |

Бузулукской бор представляет собой лесной массив, площадью более тысячи квадратных километров. Более 70 процентов площади бора покрыто - сосновыми лесами, среди которых выделяются две достопримечательности - вековые сосны, возрастом около 350 лет. Уникальная экосистема Бузулукского бора, история которого начинается с послеледникового периода и насчитывает уже более 7 тысяч лет. Потрясающие лесные пейзажи, чистый воздух с запахами ...

Как правильно выбрать палатку

04 Августа 2016 | 2211 |

Уже давно в прошлое минули тяжеленные брезентовые палатки, которые брали в туристические походы наши с вами мамы и папы. Эти палатки мало того, что были очень маленькими, так еще и довольно тяжелыми, а также не очень простыми в установке. В наше время в специализированных спортивных и туристических магазинах можно встретить огромное разнообразие палаток. Все они будут отличаться по самым разнообразным параметрам - цвету, весу, ...

Лоция реки Белая, Башкирия

31 Августа 2016 | 8974 |

Маршрут от д.Миндигулово до д.Кутаново. Лоция сделана на картах Гугл и Яндекс в программе Excel. Основные точки с указанием километража нашел где-то в интернете в форме таблицы. Эту таблицу я распечатал и взял на сплав (первый в моей жизни сплав). Во время сплава было неудобно определять свое местонахождение по таблице и поэтому по приезду со сплава решил перенести данные на карту. На первом листе в Excel книге - цветная карта. На ...

Осень 2016-го в горах Башкирии - обсуждение материала

Только зарегистрированные участники нашего проекта могут оставлять комментарии

ВОЙТИ или ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Пока нет ни одного комментария