Прогулка по Мурадымовскому ущелью

Скачиваний
130
Автор

В небольшой поход по природному заповеднику "Мурадымовское ущелье" мы отправились в один из выходных дней июля. В субботу небольшой и дружной компанией наша группа выдвинулась в Башкирию с целью посещение комплекса Мурадымовских пещер. В первый день нашего пребывания, мы решили сходить в одну из самых известных пещер Мурадымовского заповедника - Голубиный грот (или Мурадымовская-1). Эта пещера находится в скале на высоте примерно 100 метров над уровнем речки Большой Ик и хорошо видна с берега всем посетителям заповедника.

Грот Голубиный в Мурадымовском ущелье Горы Мурадымовского ущелья

В Мурадымовскую-1 ведут несколько туристических тропинок, нами было принято решение идти по самой сложной и долгой. Перейдя в брод речку Большой Ик, мы начали свое восхождение на первую вершину. Тропы практически нет, склон достаточно крутой, поэтому делали частые остановки, чтобы перевести дух и полюбоваться открывающимися красотами. Восхождение на вершину первой горы у нас заняло около 30 минут.

Постояв на самой верхней точке и осмотрев окрестности, наша группа двинулась дальше. Впереди нам предстояло пройти небольшое горное плато. Сперва шли по траве, но потом вышли на тропинку и идти стало немного легче. В конце плато был небольшой каньон (расщелина), которую нам нужно было перейти.

Вид с вершины горы на Мурадымовское ущелье Пещера Голубиная (грот)

Спустившись немного вниз, мы снова начали подъем уже на вторую гору. На вершине отдохнули, попили воды и начали спускаться к Голубиному гроту. Путь, который мы выбрали, как уже было написано, был не из самых легких и этот спуск был довольно опасным: крутой склон и гладкие скользкие камни. Все-таки преодолев спуск, мы оказались в первой пещере - Голубиной.

Голубиная пещера небольшая. Вход в нее представляет собой грот высотой около трех метров и шириной около восемнадцати. Другое название - Мурадымовская-1. Место пользуется популярностью у туристов, так как находится в достаточно легкой досягаемости и попасть сюда можно бесплатно, в отличие от Новомурадымовской пещеры. Голубиная названа так благодаря голубям, любящим ютиться в этом месте. Кстати, здесь в 1960-1970 годах проводились археологические раскопки и были обнаружены орудия труда первобытного человека.

Вид на окрестности Мурадымовского ущелья из Голубиного грота Подъем на гору по гладким камням

Голубиный грот имеет узкий перешеек, высотой около 30 см и длинной 2 метра. Преодолев ползком узкий вход и испачкавшись в глине, мы попали в небольшой зал пещеры. Несмотря на то, что на улице довольно жарко, около 30 градусов, в пещере по ощущениям было около 16 градусов и сильная влажность. Пещера оказалось не очень большой. Осмотрев все ходы, дойдя до конца пещеры (около 70 метров протяженность) и изрядно испачкавшись, мы вернулись обратно.

Еще одна из известных пещер Мурадымовского заповедника - Старомурадымовская, или как еще ее называют - Копченая. Второй название она получила из-за того, что стены и потолок этой пещеры покрыты слоем сажи и копоти, которая появилась то ли от факелов горе-туристов, то ли от лесного пожара, который возможно был здесь несколько тысяч лет назад. В Старомурадымовской пещере обнаружены следы пребывания древнего человека - на стенах имеются наскальные рисунки, возраст которых пока очень сложно оценить. Из-за того, что Старомурадымовская пещера представляет огромный интерес для археологов - было принято решение ее закрыть для свободного посещения до начала раскопок официальными экспедициями. Поэтому даже если вы дойдете по горной тропинке до Старомурадымовской - на входе вас встретит железная решетка с замком.

С погодой нам повезло - в этот день светило солнце, поэтому мы немного задержались в Голубином гроте, что бы отдохнуть и набраться сил. Выдвинулись дальше по старой тропинке. Теперь нам предстояло преодолеть обратный путь, забраться наверх горы по крутому склону и гладким камням, далее перейти каньон и выйти на плато.

Только выйдя на плато был включен GPS-трекер для записи нашего маршрута. Дело в том, что на тот момент он уже был изрядно разряжен, заряда оставалось примерно 40%, так как в этот день мы немного сверялись с картой Мурадымовского заповедника для составления маршрута прогулки, а нам он еще нужен был на следующий день для поиска остальных пещер заповедника.

Горный пейзаж Мурадымовского заповедника Геодезический пункт на вершине горы

Прогулявшись по горному плато, наша группа вышла на дорогу, которая, вероятно, была оставлена квадроциклами. Дорога привела нас к одному из геодезических пунктов.

Погода начала портится, где-то вдалеке появились грозовые облака, переодически скрывающие солнце, стало пасмурно. Перспектива намокнуть нас не радовала, а тем более нам еще предстоял спуск с горы высотой около 100 метров в неизвестном месте, а во время или после дождя это может быть довольно опасно. Было принято решение не задерживаться и двигаться дальше, делая меньше остановок. Немного осмотрев открывающийся вид с горы на деревню Юлдыбаево-3, мы двинулись дальше.

Мурадымовское ущелье

Выйдя на обзорную площадку, с который открывался замечательный вид на Мурадымовское ущелье, туристическую базу отдыха "Лесная сказка" с ее домиками, мы встретили местных ребят, который поднялись на гору в поисках сотовой связи (больше почти нигде не берет). Ребята нам любезно подсказали где можно безопасно спуститься и решили нас проводить.

Спустившись с горы, мы вышли на поляну, на который шли приготовления к празднованию Дня Молодежи.

Спуск с горы Переход вброд реки Большой Ик

Да, в этот раз мы попали в Мурадымовское ущелье "удачно" - кто же знал, что в честь празднования Дня Молодежи сюда привезут со всей округи школьников и студентов. Людей в заповеднике было так много, что найти место для установки палаток оказалось целой проблемой, нам пришлось разбивать свой лагерь в самом конце на одном единственном свободном месте со столиком.

На поляне Мурадымовского ущелья, возле турбазы к празднованию устанавливалась сцена, была организована ярмарка, на волейбольной и футбольной площадках шли соревнования, было много детей и подростков. Создалось ощущение что мы попали не в природный заповедник, а на площадь одного из небольших городов, настолько много здесь было людей.

После спуска с горы наша первоначальная цель была набрать воды из колодца, так как наши запасы иссякли. Испив свежей водицы, освежившись, мы двинулись в лагерь, где планировали отдохнуть, пообедать и набраться сил к новым выходам в горы. Наш лагерь был разбит в самом конце Мурадымовского ущелья, поэтому чтобы добраться до него, нужно было три раза перейти речку Большой Ик вброд. Кстати, хоть речка и берет свое начало с гор, она была довольно теплая, некоторые в ней даже купались.

В целом посещение Мурадымовского заповедника было успешным, несмотря на то, что плата за вход на территорию была поднята с 30 до 80 рублей с человека, посещение Новомурадымовской пещеры с 240 до 350 рублей (причем из-за угрозы обвала экскурсии ведут только до грота с родником), хотя на сайте цены были старые. Конечно непривычно было видеть здесь столько людей, были сложности с поиском места под лагерь, но поездка в целом удалась, мы гармонично распланировали свое время и успели за два дня посетить все, что планировали.

3 голоса

Ближайшие интересные места

Не найдено ни одного интересного места по заданным критериям

Попробуйте изменить условия поиска

Прогулка по Мурадымовскому ущелью - обсуждение материала

Только зарегистрированные участники нашего проекта могут оставлять комментарии

ВОЙТИ или ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Пока нет ни одного комментария